Music Box
Я открыл дверь для многих людей, и они вбежали, а я остался держаться за дверную ручку.
Бо Диддли
FADERPORT - один в поле воин
Автор: Саша ВИСТА В наше время, вероятно, большая часть работы по созданию музыкальной продукции производится на компьютере. Это касается как крупных суперпрофесс...
     

 
О компании Концерты и PR Спецпроекты Контакты
Наше Издание Организация выставок Дизайн и полиграфия Партнёры
 
 
 
Главная >> MusicBox №29 >> Функции аккордов в джазовой гармонии

Функции аккордов в джазовой гармонии

Печать
04:04:2007 г.

Автор: К.Н.РУДОЛЬФ

Для музыкантов понимание функций аккордов в джазовой гармонии является одним из решающих факторов мастерства исполнения джазовой музыки, т. к. им приходится много варьировать и импровизировать музыкальный контекст, что требует безукоризненного знания аккордовых функций и как можно больше возможностей их обыгрывания (импровизации). Свободное ориентирование в аккордовых функциях гармонической цепочки позволяет музыканту быстро и точно найти нужный ему вариант внутреннего движения и всевозможные ему альтернативы во время концертного исполнения, а также в предварительной работе над прогрессией, создавая различные, так называемые заготовки, что делает произведение разнообразнее и намного интересней. Каждый тип аккорда может нести в себе несколько функций и соединений с другими аккордами:   

а)  аккорд VIm7 – заменяет  I ступень и переходит во II ступень на квинту вниз или в  bVI на полтона вниз   в) аккорд  bIII7 – заменяет аккорд VI7 и переходит во II ступень на полтона вниз или в bVI на квинту вниз.

Надстройки и альтерации ступеней не оказывают влияния на основную функцию аккорда и сказываются только на качественных характеристиках звучания. Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные группы аккордов:

1. Большой мажорный септаккорд

2. Минорный септаккорд

3. Доминантсептаккорды

4. Увеличенные трезвучия

5. Полууменьшенные (вводные) аккорды

6. Уменьшенные аккорды

Группа больших мажорных септаккордов   –  несет в себе тоническую функцию. Они очень устойчивы и не требуют разрешения. Последовательность из таких аккордов достаточно мягкая и не обладает сильным внутренним движением. Важно помнить о том, что Б маж7 всегда может быть тональным центром. Аккорды, входящие в группу минорных септаккордов, – не так устойчивы, как Б маж7, и имеют более чем одну функцию. Они выступают как тонические аккорды в минорных тональностях и как субдоминантовые аккорды в мажорных тональностях, т. е. Тоническому минорному септаккорду обычно предшествует доминантсептаккорд, расположенный на квинту выше. Но если за минорным септаккордом следует доминантсептаккорд, расположенный на квинту ниже,  то минорный септаккорд выступает в роли аккорда II ступени. Такие функциональные преобразования могут происходить с любым минорным септаккордом

a)        II              V      I

          Dm(dim) – G7 – Cm7

 b)       II     V      I

          Dm – G7 – Cmaj7

Группа доминантсептаккордов – весьма неустойчива, и аккорды этой группы стремятся разрешиться в аккорд, стоящий на полтона ниже либо расположенный на квинту вниз. Обычно доминантсептаккорды выступают в роли аккордов V или bII  ступеней. Если доминантсептаккорду предшествует минорный септаккорд, лежащий на квинту выше, он будет выглядеть как аккорд V ступени. Если доминантсептаккорд перешел на полтона вниз, то он выглядит как аккорд  bII ступени, тем самым заменяя аккорд  V  ступени (тритоновая замена). В следующем примере показаны два наиболее распространенных варианта разрешения для доминантсептаккордов:

 а)   V         I               b)     bII         I

      C7  –   Fmaj7              C7  –-  Bmaj7

 Исключением является блюзовая гармоническая прогрессия, где  доминантсептаккорд обычно бывает тоническим (все остальные функции соответствуют мажорной тональности). Увеличенные трезвучия – функционально напоминают доминантсептаккорд и могут разрешаться в аккорд, расположенный  на квинту ниже. Также аккорд этого типа может разрешаться и на полтона вверх

 a)       V           I                        VII          I

           A+(5)  -  Dmaj7                 A+(5)  -bBmaj7                      

 Полууменьшенные (вводные) аккорды – как правило, несут в себе функцию аккордов II  ступени в минорных тональностях. Иногда в той же функции они встречаются и в мажорных тональностях. Также полууменьшенный аккорд может выступать как аккорд VII  ступени и разрешаться на полтона вверх. В этом случае он заменяет аккорд  V ступени, расположенный от него на большую терцию ниже.

a)      II            V           I          b)      II          V         I

     E(-5)  –      A7   –    Dm7             E(-5)  –  A7   –    Dmaj7

        c)    E(-5)  –   Fmaj7

    ( E(-5) – заменяет  V ступень = C7)

Уменьшенные аккорды – самые неустойчивые из приведенных выше пяти  групп аккордов и обычно стремятся разрешиться в ближайший минорный или мажорный аккорд, находящийся выше или ниже. Нередко их рассматривают как неполный доминантсептаккорд и поэтому добавляют к нему новую тонику, расположенную на большую терцию ниже предыдущей. Рассматривать и анализировать уменьшенный аккорд нужно всегда во взаимодействии с его разрешением, во избежание недоразумения возникновения в их составе нескольких энгармонических эквивалентов. Например, если уменьшенный аккорд от ноты СИ (В)  рассматривать как неполный доминантнонаккорд, то с появлением новой тоники CОЛЬ (G) он превращается в G7-9. Вообще, при работе над джазовыми прогрессиями нужно помнить о том, что для них характерны частые модуляции и отклонения в другие тональности. Поэтому, если мажорному или минорному аккорду предшествует доминантсептаккорд, расположенный на полтона или на квинту выше, это говорит о появлении нового тонального центра, который может быть как достаточно кратким, так и весьма продолжительным. Однако такая гармоническая последовательность может представлять собой движение по квинтовому кругу. Работая над гармонической прогрессией, музыканту очень важно проанализировать тональные центры и их взаимодействие друг с другом, для того чтобы  свободно ориентироваться в гармонии данного произведения,  найти интересные функциональные гармонические замены и легко сделать транспортировку в любую требуемую тональность. А  для музыкантов, особенно концертирующих, этот навык совершенно необходим. Очень часто в джазовых пьесах из-за многочисленных модуляций представляется возможным рассматривать каждый аккорд последовательности как аккорды  II -V -I ступеней. Приведенная ниже таблица различных аккордов позволит вам более полно понять их функции в одной тональности (римские цифры обозначают ступень гаммы):

Imaj7     Тональный центр

V7          Разрешается в I на квинту вниз

IIm7       Переходит в V  на квинту вниз или в bII  на полтона вниз

VIm7      Заменяет I, переходит во II-ю или в bVI

VI7         Переходит во II-ю или в  bVI

IIIm7      Заменяет I-ю, часто следует за V7, переходит в VI или в bIII

III7         Переходит в VI или в bIII7

II7           Переходит в V или в bII

I7            Переходит в IV обычно в момент смены тональности

IVmaj7    Временный тональный центр

Vm7        Вторая ступень в тональности IV ступени переходит в I7-ю с

               разрешением в VI

VIIm-5      Разрешается в I заменяет V

IVm7        Переходный аккорд между  IVmaj7 и I  или  IIm7 и I

 

bVII7        Переходный аккорд между  IVm7 и  I может разрешаться в bIII

bIII7          Заменяет  VI7, переходит во II или в  bVI

bVI7         Заменяет  II7, переходит в  V или во  bII

bII7          Заменяет  V7  и разрешается в I.

Успехов вам, господа!

 
« Электронные барабаны ROLAND Играем техникой TOUCHSTYLE »